Когда я писал свой доклад, я поначалу излагал свои мысли в строго научном, историческом стиле. Что и в каком году сказал Ленин о молодежи, что из его слов вытекает и т. д. И, честно говоря, прочитав черновой вариант, я тут же выбросил его в мусорную урну. Настолько скучным и неинтересным он показался самому себе. Я решил посмотреть на свой вопрос немного с другой стороны. А чем актуальны ленинские идеи о построении союза молодежи конкретно для современного Комсомола? Что полезного и интересного мы можем извлечь из ленинского наследия? А Владимир Ильич Ленин, без сомнения, стоит у истоков создания коммунистического союза молодежи. Еще в 1903 г. по его инициативе на II съезд РСДРП была принята резолюция «Об отношении к учащейся молодежи». Резолюция поставила перед партийными комитетами задачи социалистического воспитания молодежи и организационной помощи ей. Но в условиях полного запрета какой-либо политической или общественной деятельности в царской России создании самостоятельной молодежной организации было невозможным. 1917 г. изменил ситуацию. По образному выражению Ленина Россия из «оплота реакции превратилась в одну из самых демократичных стран мира». Это позволило партии вернуться к вопросу о создании союзов молодежи. Собственно, вопрос из стадии теории уже перешел в практику. В марте-апреле 1917 г. по всей стране, в т. ч. и в Ростове, стихийно, самостийно, происходило образование различных молодежных организаций. Поэтому теперь речь шла не столько об организации союзов молодежи, сколько о завоевании своего влияния в них, в выработке принципиальных основ их работы. Правда, первым теоретиком в этом вопросе стал не Ленин, а Надежда Константиновна Крупская. Именно ей принадлежит идея создания массового молодежного объединения, организационно самостоятельного, но находящегося под идейным влиянием партии большевиков. Свои мысли она изложила в статье «Как организоваться рабочей молодежи?», напечатанной в «Правде» в 1917 г. «Организациям рабочей молодежи придавать чисто партийный характер не следует, т. к. в такие организации необходимо втянуть самые широкие слои рабочей молодежи». писала Крупская. Фактически, эта статья стала примерным Уставом для создававшихся по всей стране союза рабочей и крестьянской молодежи под эгидой партии большевиков. Но если Крупская была теоретиком в этом вопросе, то практиком и непосредственным организатором молодежного движения стал Ленин. Как руководитель, вождь партии, он всячески поощрял работу партийных организаций по созданию союзов молодежи, писал приветствия, помогал в организационных делах. Заниматься этим делом вплотную в ту пору Ленин физически не успевал – подготовка Великого Октября отнимала все его силы. Тем не менее, VI съезд РСДРП принял специальную резолюцию «О союзах молодежи», которая гласила, что «Вмешательство партии в организационное строительство рабочей молодежи не должно носить характера опеки над ней… Партия должна стремиться к тому, чтобы рабочая молодежь создала самостоятельные организации, организационно не подчиненные, а только духовно связанные с партией». Резолюция учла не только идеи и предложения членов партии, но и опыт западноевропейских социалистических движений. В Европе в то время активно развивались именно те союзы молодежи, которые действовали как союзники партии. Это объясняется тем, что во-первых, такая организация молодежи давала максимальный выход творческой энергии и инициативе молодых, а во-вторых учила молодежь самостоятельности, воспитывала профессиональных, умеющих работать в любых условиях и на любом фронте революционеров. Надо сказать, что этот подход кардинально отличался от подхода оппонентов большевиков. Эсеры и кадеты в этом вопросе ограничились лишь самыми общими положениями, на практике ограничиваясь работой в разного рода спортивных, благотворительных и общественных организациях. А меньшевики в этом вопросе просто пассивно шли за большевиками, используя организуемые ими собрания молодежи для своей агитации, но не более. Партия Ленина к октябрю 1917 г. оказалась единственной, кто шел в авангарде молодежного движения. Результат такой работы – уже к осени 1917 г. практически в каждой губернии действовали социалистические союзы молодежи. Не последнюю роль они сыграли в победе Октябрьской революции. А в октябре 1918 г., в самый разгар Гражданской войны, состоялся I съезд Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Т. е. всего за 1,5 года фактически на пустом месте выросла мощная всероссийская молодежная организация. Если в организационных вопросах молодежного движения Ленин был скорее практиком, чем теоретиком, то в вопросах идейно-политического воспитания молодежи он ушел гораздо дальше своих современников. Та же самая резолюция VI съезда четко обозначила задачи партии по идейному руководству союзами молодежи – развитие классового самосознания молодых рабочих, пропаганда идей социализма, борьба с шовинизмом и милитаризмом, защита экономических и правовых интересов несовершеннолетних рабочих. Но по-настоящему активно взяться за это дело Ленин смог только после победы Октября, когда встала задача победы в Гражданской войне и строительства нового, социалистического общества Программой работы партии по воспитанию молодежи является речь Ленина на III съезде Российского коммунистического союза молодежи в 1920 г. Столь важное внимание к этим вопросам Ленин обосновал следующим образом: «Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. Ибо ясно, что поколение работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в лучшем случае сможет решить задачу уничтожения основ старого капиталистического быта и создать прочный фундамент, на котором может строить новое поколение, вступающее в работу уже в новых условиях, при такой обстановке, когда нет эксплуататорского отношения между людьми». Все прекрасно знают ленинское выражение «Учиться, учиться и еще раз учиться!». Но многие не знают, что оно означает. По одной простой причине – забыли продолжение фразы. А звучит она так: «Учиться, учиться и еще раз учиться коммунизму!». Что это означает? Естественно, в первую очередь, учиться означает накапливать свои знания. Но в этом плане надо быть осторожным. Ленин жестко раскритиковал всю старую систему обучения молодежи. Прежде всего, он отвергал систему исключительно книжного и теоретического обучения. «Одно из самых больших зол, которое осталось нам в наследство от старого капиталистического общества, это полный разрыв книги с практикой жизни. Мы имели книги, где все было расписано в самом лучшем виде, и эти книги, в большинстве случаев, являлись самой отвратительной лицемерной ложью, которая лживо рисовала нам капиталистическое общество». Альтернативой книжной зубрежке Ленин видел непрерывную, активную практическую работу по строительству нового общества: «Задача Союза молодежи – поставить свою практическую деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов… Подрастающее поколение может учиться коммунизму, только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой пролетариев и трудящихся против старого эксплуататорского общества». Вторым важным вопросом, на котором подробно остановился Ленин, стал вопрос о воспитании морали и нравственности в коммунистическом обществе. Именно на Комсомол Ленин смотрел как на главного воспитателя и вдохновителя новой идеи среди молодежи. Фактически в своей речи Владимир Ильич сформулировал суть новой коммунистической морали: «Коммунистическая нравственность – это та, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации и служит борьбе за разрушение старого эксплуататорского общества и создание нового коммунистического общества». Выводы ленинского учения: 1. Комсомол – самостоятельная организация, но находящаяся под идейным руководством коммунистической партии. Такой подход дает максимальный простор для инициативы молодежи, но с другой стороны учит молодежь самостоятельности, воспитывает коммунистов, умеющих вести борьбу на любом фронте. 2. Комсомол должен учить молодежь коммунизму. Это означает не просто усвоение основных идей и положений коммунистической теории, но и постоянную практическую работу по разрушению старого общества и построению нового. Борьба за коммунизм должна стать повседневностью для каждого комсомольца. 3. Важнейшая задача Комсомола – воспитание среди молодежи новой коммунистической морали и нравственности.
|